Отношение на Руси (в России) к алкоголю и табаку.

"Пьяница в народе, что сорняк в огороде".
Русская пословица


          Отравлять себя алкогольным ядом, люди стали давно. Первые описания отравления алкоголем можно найти в Месопотамских таблицах (около 5 000 лет тому назад): "Если человек выпил крепкое вино, его голова порожняя или он забывает слова, его речь становится спутанной, его ум блуждает, и глаза имеют мутное выражение".
          А как же с этим делом обстояло у нас? Мы, к огромному сожалению, плохо знаем свою историю, нашу с вами культуру. Может, поэтому, мы наступаем на одни и те же грабли, что не помним ее и не делаем из нее никаких выводов. Мы не хотим гордиться своими героями, создававшими славу нашей родине, своими достижениями и победами. Мы не хотим гордиться своими великими учеными и их великими открытиями. В последнее время нашу гордость вызывает у нас наши недостатки, которые стали сегодняшней нормой жизни. Поэтому многие думают о Руси как о гуляющей и всегда пирующей, что русский мужик всегда любил пропустить по случаю, да и без случая тоже. Это, вроде, как в крови у нашего народа. Да и Русь зовется "святая", а сам Христос воду в вино превращал, значит, зазорного и нет здесь ничего. Вот так и всовывают нам программу самоуничтожения, играя на вере в высшее. Отсюда заложилась у нас дикая традиция поминать усопшего алкоголем. Часто такие поминки плавно перетекают в пьянки. Незря говорят: " Так поминали, что три баяна порвали". Сам усопший в гробу от этого переворачивается. Мысль о том, что учитель Христос превратил воду в алкогольный напиток, может возникнуть только в головах запрограммированных людей. Уча людей любви, красоте, милосердию, состраданию и благоразумию, мог ли он сделать из воды алкоголь (около 500-600 л), чтобы люди одурманивали себя?!!! На всех языках мира, с которых переводили Библию - греческий, латинский, еврейский - вино и виноградный сок переводятся одинаково. То вино, что он превратил в Канне Галилейской, было хорошим не из-за содержания в нем алкоголя, а потому, что это был свежий виноградный сок. Эта ошибка, а точнее выразиться злонамеренная описка и закралась в Евангелие, и укоренилась в сознаниях людей накрепко не только в нашей стране. Проблема пьянства - не российская, а мировая, и возникла эта проблема не вчера. Но большинство населения нашей страны уверены, что у нас это проблема наследственная. Этим мы, вроде как, оправдываем наше падение нравов, нашу разруху, нашу неустроенность. "Водка" наш "брэнд", это мы же ее придумали, скажут некоторые с неподдельным чувством гордости. Вроде нам гордиться больше нечем. Хочется огорчить таких патриотов. Не только вино, но и виноградный, и пшеничный спирты были изобретены вовсе не в России. Спирт из выжимки был известен в Галлии со времен Римской эпохи. Есть сведения, что гнать спирт придумали арабы: "Искусственный (получаемый путем перегонки) крепкий алкоголь - водка - был впервые открыт арабским медиком и химиком Разесом (ар-Рази), родившимся в 860 году" (И.Г Прыжов,1866гг.). Сложно сказать кому принадлежит пальма первенства в изобретении спирта (водки), но не нам это точно. Да и не любили у нас крепкие напитки на Руси. Национальными напитками были медовуха или, как говорили - "пили мед", квас из разных овощей и фруктов, сбитень или по-другому "взвар" готовился из меда на зверобое, шалфее, лавровом листе, имбире.
           Во всем укладе жизни, в культуре русского народа водке не было места. Климат был куда более суровым, чем сейчас. Чтобы выжить и прокормить семью (семьи были не чета сегодняшним - с десяток детей - было обычным делом), необходимо было много трудиться. А это значит посадить урожай, собрать припасы, заготовить дрова на зиму, убрать урожай, домашние дела и т.д. Нам, с "центральным отоплением" и магазином за углом, где мы можем купить продукты, сложно представить, все это. А прибавьте к этому, что он (крестьянин) был обязан нести оброк, отдавая часть своего урожая и платить казенные подати. Да и времена были неспокойные - на Русь то и дело нападали. В таком напряжении живя, одурманивать себя - смерти подобно было. Постоянный крестьянский труд требовал соответствующего воспитания детей. К труду приучали с малого детства: девочек - шить, вязать, готовить и т.д., а мальчиков различным ремеслам. Интересно, что девочек в 18-19 веках, не умеющих вязать к положенному сроку (к 11 годам!) обзывали "непряхами". девочки на лугу


           На Руси в деревне с самого детства ребят растили в духе постоянного труда, прививая нравственные ценности - уважение к старшим, чувство взаимопомощи (сложно одному прожить в те времена), почитание своей земли и предков и т.д. Вот что пишет известный публицист XIX столетия Александр Николаевич Энгельгардт, ожидавший увидеть пьяную деревню: "Начитавшись в газетах о необыкновенном развитии у нас пьянства, я был удивлен тою трезвостью, которую увидал в наших деревнях. Все, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками, из городов".
          Не стоит идеализировать по поводу пьянства на Руси. Пьянство было, но широкого распространения оно не имело. Об этом свидетельствуют и иностранцы, бывшие у нас в то время. Например, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах, чьи "Записки о Московии" современные ученые оценивают как одно из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства XVI века, в главе "Праздники" пишет: "Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела..."

Русь            Только в XIV веке генуэзские купцы впервые привозят виноградный спирт в Россию. Чужеземную диковину признали чрезвычайно крепкой и возможной для употребления лишь как лекарство, причем желательно разбавленной водой. Только с XVI века в России стало распространяться привозимое из Европы хлебное вино (так тогда называли водку). Заморские вина были дорогим товаром, только обеспеченные люди могли себе их позволить. Первые корчмы (что-то вроде наших "забегаловок") появились при Иване 3 (1440-1505 гг.), но их количество было очень мало. Это подтверждают "заморские люди": Дж. Теральди, С. Герберштейн, М. Литвин, которые упоминали об ограничении производства и потребления вина в России первой половины XVI века: "Русским за исключением нескольких дней в году запрещено пить мед и пиво", - говорил Сигизмунд Герберштейн (1517-1527 гг.), "В Московии же нигде нет кабаков", - утверждал Михаил Литвин (1550 г). Да и распространение кабаков вызывало жалобы духовенства и народа, а иногда они даже уничтожались. Так, например, царь Федор Иванович (1557-1598 гг.) закрыл Единственный кабак в Нижнем Новгороде.
           С тех пор, как государство российское начало пополнять казну за счет изготовления алкогольных напитков и их продажи в созданных для этого питейных учреждениях - корчмах, так и началось спаивание собственного народа. Вот что говорилось при царе Михаиле Федоровиче (1596-1645 гг., первый царь из рода Романовых): "по грехам в Московском государстве от войны по всем скудность… кроме таможенных пошлин и кабацких денег, государевым деньгам сбору нет". Начало пьянству и большим страданиям на Руси положила политика правительства, которая, надо сказать, продолжается и по сей день. При царе Алексее Михайловиче (1629-1676 гг., отец Петра I) кабаки были переименованы в кружечные дворы, и было решено ограничить количество питейных заведений по одному на город. Доказывая утверждение о чрезмерном пристрастии русских к алкоголю, особенно часто ссылаются на воспоминания западных путешественников XVII века и, в частности, на Адама Олеария- немецкого ученого-дипломата. Адам Олеарий утверждал, что русский народ предается пьянству, и даже духовенство не составляло исключения, "духовные особы часто так напиваются, что только можно по одежде отличить их от пьяных мирян". Но у него же можно найти описание запретительных мер властей в отношении табака и пьянства: "Они также являются большими любителями табаку, и некоторое время тому назад всякий носил его при себе: бедный простолюдин столь же охотно отдавал свою копейку за табак, как и за хлеб. Когда, однако, увидели, что отсюда для людей не только не получалось никакой пользы, но, напротив, проистекал вред (на употребление табаку не только у простонародья, но и у слуг и рабов уходило много времени, нужного для работы; к тому же, при невнимательном отношении к огню и искрам, многие дома сгорали, а при богослужении в церквах перед иконами, которые должно было чтить лишь ладаном и благовонными веществами, поднимался дурной запах), то, по предложению патриарха, великий князь в 1634 г., наряду с частными корчмами для продажи водки и пива, совершенно запретил и торговлю табаком и употребление его. Преступники наказываются весьма сильно, а именно - расщеплением носа [вырыванием ноздрей] и кнутом". ("Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", А. Олеарий). В 1634 году Михаил Федорович запрещает курение табака по всей России. "Соборное уложение" 1649 года запрещало табак курить, пить и вообще держать у себя". "Пить" - это пить настойку на табаке. Ее пили вместо хмельных напитков или подмешивали в них, чтобы крепче получалось. У того же Олеария можно найти описание "европейского" стиля жизни, когда он описывал один из кварталов Москвы, построенного специально для иноземцев: поляков, литовцев, немцев, которых из-за частого, и слишком обильного винопития называли "налейками" - от возгласа "Налей". "Это название появилось потому, что иноземцы более московитов занимались выпивками, и так как нельзя было надеяться, чтобы этот привычный и даже прирожденный порок можно было искоренить, то им дали полную свободу пить. Чтобы они, однако, дурным своим примером не заразили русских… то пьяной братии пришлось жить в одиночестве за рекой" (А.Олеария).
           
           "Проблема пьянства - не российская, а мировая. "В XIX веке во всём мире растет размах трезвеннического движения. Но что характерно, раньше всех трезвенническое движение возникло именно в России. В 1858-1859 годах в России возникло мощное трезвенническое движение. Тысячи сел и деревень, сотни тысяч людей выносили решения о закрытии питейных заведений, брали на своих сходах зарок - ни чарки. И строго неукоснительно следовали этому добровольно принятому обязательству. Исправники, возмущенные неожиданным поворотом дел, усердно объезжали села, уговаривали крестьян отказаться от зарока, грозили, пуская порой в ход и кулаки, - не помогло. Откупщики пошли на снижение цен на водку, выставляли дармовые ведра спиртного, но крестьяне твердо стояли на своем. Сотни тысяч "неисправимых" пьяниц 32-х российских губерний отказались от сивухи и еще в мае 1859 года начали массовый разгром питейных заведений. Вот и оказалась мифом "этнографическая" неизбежность российского пьянства. В те годы во многих губерниях (Ковенской, Виленской, Саратовской, Курской, Тульской и др.) стали возникать организованные общества трезвости. В России в трезвенническом движении участвовали взрослые мужчины, главы семей, хозяева порой с высоким общественным статусом. Например, богатые купцы, владельцы громадных капиталов. Общества трезвости в России являлись подлинными очагами в борьбе с пьянством. К 1900 году в России насчитывалось 15 городских и 140 сельских Обществ трезвости, а к 1914 году - 400 таких Обществ. Кроме того, было еще 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских подобных Обществ, куда входили фабричные рабочие, крестьяне, ремесленники, врачи, духовенство и учителя". (Мединский В. "Миф о русском пьянстве, лени и жестокости")

           Пьянство - порок, мешающий эволюционно развиваться любой стране мира. Можно строить много храмов, говорить с экрана телевизора "правильные" речи, но это всё выглядит лицемерием, так как не может быть сильного и духовно - развитого государства, когда одурманивание общества растёт из года в год. Нам не нужно искать в этом виноватых со стороны, мол, споили Россию. Это будет говорить только о нашей слабости, ведь насильно никому в рот не наливали. Почему сильный духом народ, выходивший из тяжелейших испытаний (Война 1812, 1-я Мир.война, Гражданская война, Велик. Отечественная война), побеждавший непобедимых врагов, не может справиться с одурманиванием себя сегодня?
             Любая опасность, грозившая уничтожением страны, всегда сплачивала народ. Мы становились едины и поэтому непобедимы. В настоящее время большинство людей живёт по принципу "для себя", стремясь к материальному благополучию. Многие выбрали путь "Золотого тельца". Путь, при котором, главным лозунгом в жизни становится "деньги решают всё". Только этот путь не годится для духа народа, где в любые времена ценились великодушие, милосердие, открытость, братство, сострадание, бескорыстность, совесть. На таком разрушительном и гибельном для себя пути, заглушаются лучшие внутренние качества человека. Незаменимым инструментом для этой цели служат Одурманивающие вещества - алкоголь, табак, наркотики. Но выбор всегда остаётся за нами. Не пора ли нам одуматься и изменить наш путь?